Зачем они, инструкции, нужны? А затем, что текст - это пока основная форма взаимодействия с вашими посетителями. Конечно, в интернете есть и звук и видео (да чего там только нет!), но всем нужна, главным образом, информация.
Пишите ли вы статью, растолковываете ли пользователям какие-то уроки, возможно, рекламируете что-то через сеть: во всех случаях вы пользуетесь Словом. А пользоваться им надо умело, ведь от этого, в конечном счете, зависит популярность вашего ресурса.
Поговорим о том, как сделать это воздействие эффективным.
Итак:
Броский заголовок
Он должен быть ярким, эффектным! Это одно из важнейших правил интернета. Заставьте посетителя кликнуть на нем, заинтересуйте. Сухие фразы - в корзину!
Какое предложение лучше? «Структура HTML-документа» или «Обязательные теги: зачем телу голова, а голове тело?»
Пусть заголовок будет и не совсем правдив. Лукавьте, это пойдет только на пользу. Помните: главное - заставить читателя пройти по ссылке. Сравните: «Вылет президента в КНР задерживается» или «Визит президента в КНР начался с ЧП». Второе заметно выигрышнее.
Совет: заголовок лучше придумывать после того, как все напишите. Тогда он лучше будет соответствовать смыслу текста.
Текст по минимуму
Длинный документ - неудобен. Его утомительно читать, в нем трудно ориентироваться. Чем больше текста, тем больше вероятность повторений и двусмысленностей. Читателю легко пропустить что-нибудь важное.
Не злоупотребляйте его терпением и вниманием. Краткость и ясность - вот ваши друзья.
Пошаговое описание
Представьте, что ваш читатель - ребенок. Возьмите его за руку и проведите через дебри инструкций. Вы должны быть добрым, но весьма строгим учителем. Четко указывайте маленькому человечку, что он именно он должен делать на каждом этапе.
Каждый абзац должен призывом к действию. Жестко: «Берешь то, делаешь это». Читатель - это ваш ведомый.
Укажите:
само действие - простое и понятное («нажмите круглую кнопку справа»)
возможные результаты («загорится красная лампочка») следующий шаг, в зависимости от полученного результата («если лампочка не загорелась»)
Никаких возвратов! Не отсылайте смотреть пример, который был в тексте ранее. Ваш рассказ должен быть как прямая черта, которую провели слева направо. Вот пример неверного подхода: «Поместим на эту страницу код, который вы могли видеть в примере номер таком-то выше на странице».
Наглядность
- Одна иллюстрация может стоить тысячи слов. Рисунки, схемы, скриншоты: Как говориться, лучше один раз увидеть. К тому же графика - это всегда акцент: она притягивает внимание. Текст с картинкой читатель не пропустит.
- Сопровождайте свой рассказ примерами. 90% людей именно так лучше усвоят материал.
Стилистика
- Помните: вы пишете инструкции конкретным людям. Вот к ним и обращайтесь. Для удобства можно представить, что перед вами сидят, например, два человека и с интересом (с интересом?) читают текст, выходящий из-под вашего пера. Используйте местоимения: «Я», «Мы», «Он», «Она»: Так люди лучше и ближе воспримут мысли, изложенные в тексте.
- Используйте повелительное наклонение: «возьми, скопируй, действуй!». Никаких безличных оборотов. Командовать парадом должны только вы. «Целесообразнее всего отредактировать файл» - так писать не надо. «Отредактируйте файл» - вот и весь разговор. :)
- Пишите кратко. Деепричастные обороты оставьте для другого общения. Здесь и сейчас все должно быть очень просто: короткие слова, короткие предложения и короткие параграфы. Не надо пытаться поразить читателя своей интеллектуальной речью: «В то время, когда космические корабли бороздят просторы тихого океана»: В момент, когда людям становится что-то непонятно, их внимание пропадает, и вы теряете потенциального клиента или постоянного посетителя.
- Действия и результаты должны толковаться однозначно. Если вы указываете, что кнопку можно найти справа, то там должна быть только одна кнопка. Или уточняйте: большая, красная.
- Для рекламных текстов важно описывать результаты в терминах сенсорного опыта. То есть, когда результат можно увидеть понюхать, пощупать, услышать: «увидите красную надпись», «услышите громкую музыку», «почувствуете бархатную поверхность».
- Опять же для рекламы. Психологи хорошо знают: важна позитивная терминология. Старайтесь избегать частицы «не», даже если намерения у вас самые безобидные. Вместо «не используйте пиратские» напишите «используйте лицензионные».
Форматирование текста
Здесь все совсем просто, а поэтому коротко:
- Разбивайте текст на абзацы как можно чаще. Сплошной текст не удержит внимания.
- Обязательны шрифтовые выделения. Сделайте акцент на наиболее важных словах или фразах в тексте. Но и в крайность вдаваться не надо - каша из цветов и начертаний вызовет такое же отторжение, как и унылый однообразный текст.
- Не стоит увлекаться уменьшением межстрочного интервала. Читателю проще крутануть колесо, чем ломать глаза, разглядывая убористый текст.
- Используйте списки: такое перечисление будет смотреться выгоднее, чем сделанное при помощи запятых.
- Очень эффективны многоуровневые заголовки. Так лучше передается логическая структура текста.
Подведение итогов:
Если текст и тематика позволяют, то разместите в конце краткий перечень основных моментов, на которые, по вашему мнению, нужно обратить внимание. Нечто вроде конспекта, в помощь посетителю. Это весьма удачный ход: вашу информацию точно запомнят. Или просто несколько заключительных слов, но непременно передающих основную мысль статьи.
И последнее. Небольшой совет: прежде чем начнете писать, набросайте план будущей статьи. Так будет проще контролировать ход мыслей, вы сможете избежать досадных повторов или логических неувязок.
На этом все. Удачи!
|